Эпизод 1: Первые годы FullTilt
– Спасибо за приглашение, я давно хотел высказаться, – сказал Говард Ледерер в начале интервью. – Думаю, сейчас самое удачное время ответить на вопросы покерного сообщества, оно это заслужило. Были веские причины, по которым руководство компании за прошедшие 15 месяцев не обсуждало проблемы публично. Сейчас, когда сделка [с PokerStars] состоялась, на мой взгляд, это время пришло.
«Прежде чем мы перейдем к интервью, хочу сказать одну вещь, – предупредил Говард. – Я был лишь одним звеном в крайне сложной цепи, поэтому не смогу ответить на все вопросы, и мне не известны все факты. Но постараюсь рассказать все, что знаю».
Расскажите, как создавалась компания?
Крис [Фергюсон] и Рэй [Битар] познакомились примерно в 2000, возможно, в 1999. Крис торговал на бирже, а Рэй управлял брокерской конторой в Лос-Анджелесе, и они стали очень близкими друзьями. Крис понимал, что нужно не просто найти инвесторов с деньгами, а привлечь людей, представляющих стратегическую ценность для компании, которые, по его мнению, станут покерными знаменитостями. Некие мифические фигуры, которые могли вообще не существовать, но Крис чувствовал, что они появятся.
Каким было первое впечатление от встречи с Рэем Битаром?
Он был другом Криса. Мы практически не общались, и я не был с ним близко знаком, так что не могу сказать, что у меня сразу сложилось о нем какое-то цельное впечатление.
Когда я вложил свои средства в компанию, в качестве дольщиков уже привлекли Фила Айви, Рэйфа Ферста, Фила Гордона, Энди Блоха и Перри Фридмана – он отвечал за программирование сайта и, кажется, работал на полную ставку.
На первом этапе планировалось использовать деньги, которые Рэй получил от стратегических инвесторов. Только они имели право вкладывать средства в компанию. Мне и Айви разрешили увеличить свои доли, также мы привлекли Эрика [Сайдела или Линдгрена?] и Джона [Джуанду]. Кажется, к 4 сентября у компании было $700,000. Планировалось максимально долго продержаться только за счет этих средств, пока шел процесс разработки софта.
Представление сайта входило в обязанности инвесторов или членам команды Full Tilt, которые были фактически совладельцами компании, платили за рекламу сайта?
Было условие, по которому 5% прибыли компании откладывалось для ключевых дольщиков, чтобы подчеркнуть их исключительность. Новые крупные инвесторы получали скидку на вступление в компанию – чтобы войти в их число и получить возможность купить долю, нужно было внести бай-ин. Они должны были привлекать клиентов и, конечно, в первые годы поддерживать бизнес финансово.
Компания была зарегистрирована в Калифорнии как ООО. Большинством голосов можно было решить абсолютно любой вопрос. Только одно решение требовало набрать 2/3 общего числа голосов – возможно, были и другие, но я знаю только одно – это досрочный роспуск совета директоров, который избирался на 1 год. Для всех остальных, включая ежегодные выборы совета, изменения в структуре компании и смену должностных обязанностей, было достаточно получить простое большинство.
Первый избранный совет директоров: Рэй Битар, Крис Фергюсон, Перри Фридман, Фил Айви, Говард Ледерер. Однако стало сразу понятно, что до Айви будет трудно дозвониться, когда совету будет необходимо собраться, поэтому он вышел из его состава. Через год место в совете получил Рэйф Ферст, а Перри Фридман покинул его незадолго до начала 2006 года. Хотя была договоренность ежегодно избирать новый совет, но выборы не проводились, потому что никто из других совладельцев не стремился в него войти.
Вы получали зарплату за работу менеджером или президентом Tiltware?
Кажется, в первые годы зарплату я не получал, но мне полагалась премия, если дела пойдут хорошо. Члены совета директоров видели себя совещательным органом, мы же не профессионалы, среди нас не было бывших руководителей, юристов и бухгалтеров, как, например, в совете Apple. Мы должны были контактировать по телефону с менеджерами, узнавать, как идут дела, и обсуждать направления развития компании. Не предполагалось, что совет будет работать ежедневно, поэтому и не было зарплаты. В документах нигде не было прописано, что в обязанности совета может входить независимый аудит финансовых документов, представляемых менеджментом компании.
Игра в покер строится вокруг денег, цель – выиграть их у своего соперника. В офлайне игроки сидят за столом, перед ними лежат наличные, и им ничего не угрожает. Открывая покерный сайт, вы должны были подумать о безопасности депозитов игроков. Но индустрия находилась в зачаточном состоянии и судя по тому, что мы знаем сейчас, это вообще могло не обсуждаться. Расскажи о финансовой работе в первые дни, как все происходило, кого вы наняли для получения лицензий, и кто у вас отвечал за финансовые вопросы?
Сначала нужно было получить лицензию, и мы обратились в Игорную комиссию Канаваке. Рэй был генеральным директором, поэтому за все лицензии отвечал он. Получение лицензий – очень трудоемкий процесс. Этим вопросом занимались Рэй и юристы компании. Мы открылись только в июле 2004, сразу после Мировой серии. Привлекли несколько новых инвесторов, к моменту открытия у нас было больше $2 млн, вроде даже $2,5. Наняли финансового директора по имени Алан, у меня плохо с фамилиями, но он был очень хорош, мне он нравился. Алан время от времени представлял финансовые отчеты для совета во главе с Рэем. В то время не было даже намека, что в индустрии начнутся такие проблемы с конфискациями.
Были ли отдельные банковские счета для депозитов игроков? Как вы в то время хранили деньги клиентов?
Я этого просто не знаю. Компания уверенно стояла на ногах, в отчетах все было отлично. Никто даже не думал об отдельных счетах для средств игроков. Я вообще не уверен, что кто-то в индустрии в то время заботился об этом.
Насколько заинтересованы были в работе и потенциальных проблемах компании остальные совладельцы? Выдвигал ли кто-нибудь вопросы на обсуждение?
Совладельцы не всегда ладили между собой. Некоторым не нравился Рэй, они считали, что он не справляется со своей работой и хотели его уволить. Правда, на уровне совета серьезных попыток его убрать никогда не было, хотя это, конечно, было возможно, если бы большинство на этом настояло. Их, безусловно, волновала работа компании, они высказывали свое мнение о маркетинге, иногда мы получали письма от совладельцев со словами: «На другом сайте предлагают отличный новый бонус, надо нам тоже такое попробовать».
На Wicked Chops был опубликован материал с рассказами бывших сотрудников FTP. В одной из историй описан эпизод, как Джон Джуанда пожаловался тебе и Рэю на работу службы поддержки. И получил ответ, я цитирую: «Ты не смеешь указывать нам, как управлять компанией. Ты просто совладелец, и не принимаешь решения, так что отвали».
Кто это сказал?
В статье говорится, что диалог произошел между вами, Рэем и Джоном, но кто конкретно произнес эти слова, не указывается. Вы что-нибудь помните об этом?
Ну, Джон был одним из самых активных противников Рэя Битара, так что у меня нет оснований не верить этой истории. Но это было давно, подробности я уже не помню. Джон, определенно, не был фанатом Рэя.
Но ответ «ты просто совладелец» прозвучал немного оскорбительно?
У всех, кто не хотел быть простым совладельцем, была возможность собрать коалицию из 51% дольщиков, убрать Рэя, и самому начать управлять компанией. Повторюсь, у совладельцев была одна обязанность – избирать совет, и если им не нравилось направление развития компании или ее руководитель, у них было средство борьбы с этим.
Возвращаясь к этой же статье, некоторые сотрудники описали Рэя следующим образом: неопытный, необразованный, без лидерских качеств, неграмотный. На ваш взгляд, квалификация Рэя соответствовала должности генерального директора FTP?
В традиционном понимании этого термина, конечно, нет. Но он был страстно предан компании. У него не было степени MBA или чего-то подобного, так что по уровню образования и жизненному опыту, он, вне всяких сомнений, не годился. Но он был владельцем с приличной долей, его привел Крис, они были друзьями, и во многих областях он хорошо справлялся со своей работой. Хватало людей, которым он не нравился, но было немало и тех, кто к нему относился хорошо.
Вы упомянули Джона и коалицию против Рэя. Один из источников также вспомнил про Перри Фридмана, который заявил, что компания слишком разрослась и ей стало сложно управлять, а потом на собрании в конце 2006 года поделился своими опасениями с советом и созвал голосование с целью убрать Рэя. Можете подтвердить правдивость этой истории?
Я могу точно подтвердить, что у Перри были самые плохие отношения с Рэем. Он покинул свою должность программиста в компании из-за проблем с ним, а вскоре после этого ушел и из совета. Совершенно точно некоторые совладельцы хотели избавиться от Рэя.
Дивиденды владельцам
$443,865,529.89. Это довольно внушительная сумма. Поясню для тех, кто не понимает о чем речь – по данным Минюста это общая сумма, выплаченная компанией совладельцам. Расскажите, когда начались разговоры о дивидендах? В какой момент компания стала достаточно успешной для подобных выплат акционерам, помните ли вы, кто первым заговорил об этом?
Совладельцы не спешили заводить об этом разговор. Сейчас я попытаюсь вспомнить, кажется, в 2005 или 2006 были какие-то обсуждения. Компания бурно росла, и вся прибыль вкладывалась в развитие. Кажется, выплаты начались весной 2007. Не знаю, поступила ли эта идея от кого-то конкретно. У компании были приличные излишки средств – $20-30 млн, которым не могли найти применения. Этот вопрос обсуждался между совладельцами, и в какой-то момент совет решил рассмотреть возможность выплат. Один из совладельцев был всегда против дивидендов и вообще не хотел их получать, всегда активно выступал против них и утверждал, что каждая выплата лишь ослабит компанию, его имя Крис Фергюсон. Ему не нужны были деньги, он не знал, что с ними делать, он полная противоположность слову «алчный». Через несколько лет, уже после начала выплат, я зашел к нему в гости, в 2010 или 2011 году, он жил в доме на 1,500 квадратных футов [140 квадратных метров], в обычном районе Вегаса. Он не раскидывался деньгами, почти все переводил в свой благотворительный фонд в Африке. Оглядываясь назад, он был абсолютно прав, что дивиденды были плохой идеей.
Когда вы все-таки начали выплачивать дивиденды, уже стало понятно, что необходимо крайне осторожно работать с оборотным капиталом и прибылью компании? Должны были быть отдельные счета для дивидендов, для зарплат, для депозитов игроков. Как-то обсуждалось разделение счетов?
Нет. Повторюсь, это не входило в мои обязанности. Я не разбираюсь в финансах, я не бухгалтер. Я видел общую сводку счетов, в которой было четко показано, что в моменты выплат дивидендов у нас всегда было больше средств, чем на депозитах клиентов. Лицензирующая организация этого не требовала, покерное сообщество тоже не настаивало, в компании об этом никто не говорил. Сейчас я понимаю, насколько ужасно это звучит, но хотя большинство владельцев поддерживали выплаты, никто не захотел бы их получать при недостатке средств. Так что совершенно несправедливо говорить, что совладельцы мечтали только о наживе, как бы забрать себе деньги клиентов, это полная ерунда.
Значит по вашей информации все совладельцы были в курсе, что дивиденды приходят не с тех же счетов, на которых хранятся средства игроков?
Нет. Я вообще не могу сказать, что в истории компании когда-нибудь существовали отдельные счета для средств игроков. Было несколько отдельных счетов – банковские, для работы с платежными системами и для различных выплат. И не было никаких проблем, пока на этих счетах было больше денег, чем мы были должны игрокам. Лицензирующую организацию в то время это тоже устраивало. Мне и владельцам это казалось логичным.
FullTilt переезжает в Дублин
Когда у нас было 100 сотрудников в Лос-Анджелесе, я проводил в офисе 60-70% времени и заметно влиял на копоративную культуру. С переездом компании в Дублин я потерял контроль над этим. Меня это не радовало, но я ничего не мог сделать, потому что в другой стране другие нравы и порядки – по поводу давления на определенных сотрудников, ожидаемого количества часов работы, стиля управления. Как нанимать на работу и кого увольнять. В разговоре с одним из менеджеров я выяснил, что у нас в офисе начались проблемы типа разногласий между американцами и ирландцами. Я всего этого не знал, совершенно потерял нить и, видимо, уже не успевал следить за такой огромной компанией. Я сконцентрировался на разработке софта и маркетинге, это отнимало все мое время – добавление функций и создание акций, Iron Man и других, которые так нравились игрокам, меня это настолько поглотило, что я перестал следить за всем остальным, чем, в основном, занимался Рэй.
Эпизод 2: UIGEA и уход из руководства
13 октября 2006 года Буш подписал закон о запрещении денежных транзакций на счета сайтов, предлагающих азартные игры в интернете (UIGEA). Когда вы об этом узнали?
Думаю, что 29 сентября, когда закон подали на подпись. Это был шок.
Party Poker тут же покинул американский рынок. Почему PokerStars и Full Tilt решили остаться и продолжили пускать американцев за столы?
На Party было много игр, кроме покера, а PokerStars и Full Tilt никогда не занимались ничем другим. Мы не хотели принимать поспешных решений, советовались с юристами, изучали закон. Полагаю, что Старзы делали то же самое. В законе не было ни слова о покере. Его можно было по-разному интерпретировать, но все независимые юристы сходились на том, что UIGEA к покеру не относится.
Проводилось ли голосование совета по такому ответственному решению?
В этом не было необходимости, потому что никто из членов не предлагал уходить из США.
Основной проблемой после UIGEA стала обработка денежных переводов. Насколько изменилась система после 2006-2007 и кто руководил этим направлением?
Это не входило в мои ежедневные обязанности. Я слышал, что мы стали работать с несколькими новыми компаниями по денежным переводам, но каждый раз Рэй и юридический отдел заверяли меня, что там все прозрачно.
В иске Минюста говорится о том, что Full Tilt инвестировал в развитие банков, с которыми работал, чтобы те закрывали глаза на нелегальные транзакции.
Не думаю, что FT занимался инвестициями в эти банки, я об этом ничего не знаю и не могу согласиться.
[Далее Говард Ледерер сообщил, что ничего не знает о:
– Даниэле Цветкове;
– ответе на письмо пользователя по поводу отдельных счетов для средств игроков;
– процедурах контроля Игорной комиссии Олдерни.]
Ледерер уходит с руководящей должности, но остается в совете директоров
Решение я принял осенью 2007. Изначально я должен был работать [исполнительным директором] два года, потом вроде согласился еще на три, не уверен. Даже не знаю, сколько было написано в контракте, если он вообще у меня был, но я точно не был обязан оставаться в офисе после сентября 2008. Сначала совет планировал найти мне замену, топ-менеджера из игорной индустрии, который мог бы занять место под Рэем, с опытом управления компанией такого размера с такой структурой, чтобы он обеспечивал бесперебойную работу всех отделов и следил за сохранением корпоративной культуры. Со временем Рэй привел много менеджеров высшего звена, хороших и опытных, компания прибавила в сфере управления, но мне все равно жаль, что такого человека не нашли.
[...]
Больше всего я жалею о том, что мы остались американским ООО, хотя переехали в Дублин, но по документам ничего не изменилось. Сказались отсутствие опыта и наша лень, не хотелось все переоформлять [вероятно, Говард имеет в виду, что перенос юрлица в Дублин мог значительно повлиять на последствия «черной пятницы» – прим. ред.].
Рафик саусэм нэвеновний !Кристальной чесности человэк :-D
отдайте деньги, суки!
Я встретил товарища,мы с ним 8 лет назад 1 темой занимались,начали вспоминать,я некоторые вещи в упор не помню.Так и здесь.И опять по теме FT ,вы получаете норм. дивиденды,вам говорят все в бизнесе нормуль,многие ли из вас начнут дотошно проверять все бумаги?
ripgoga, Вот вот. Нужно не по отдельности их опрашивать, а посадить всех вместе и пусть каждый рассказывает свою версию, а остальные либо подтверждают ее, либо спорят.