Бен Ю – американский юноша, больше похожий на мальчика, который почти всегда ходит в костюме и при галстуке. На 2+2 много лет пишет под ником Professor Ben. Начав с лимитного холдема, постепенно стал специалистом по микс-играм широкого профиля. Будучи убежденным банкролл-нитом, Бен каждый год продает доли на турниры Мировой серии. В 2011 году его спонсором был российский IC Фонд, при поддержке которого Бен семь раз попал в деньги. В последние годы находит спонсоров и на участие в чемпионате игроков по $50,000 (http://forumserver.twoplustwo.com/184/staking-selling-shares-live/professorben-2013-wsop-50k-players-championship-no-markup-1334432/), однако в деньги в этом турнире пока ни разу не попадал, однажды вылетев ровно на баббле.
Как известно, в безлимитном холдеме число М – количество орбит, которые мы можем просидеть, выкидывая все карты в пас – является одной из важнейший переменных, влияющих на нашу игру, и используется на всех стадиях турнира. Хочу предложить аналогичный параметр для турниров по лимитным играм.
Назовем его числом L: это количество фишек, достаточное, чтобы сыграть одну полную раздачу с однократными ставками на всех улицах. Идея принадлежит обладателю браслета WSOP 2010 года Брендану Тейлору и обсуждалась на форуме 2+2.
В играх с блайндами (холдем, омаха хай-лоу, 2-7 трипл-дро, бадуги) L соответствует рэйзу префлоп и ставкам на флопе, терне и ривере и равняется 3.5 биг-бетам или 7 большим блайндам. В стад-играх L соответствует комплиту на третьей улице и ставкам на четверой-седьмой улицах и равно 4 биг-бетам или от 24 до 48 анте (в зависимости от структуры).
Стек меньше 0.5 L – зона олл-ина
Шансы выиграть раздачу без шоудауна со стеком менее 1 L стремятся к нулю. С таким стеком я оцениваю руки по их префлоп-эквити и ищу возможность остаться один на один с кем-то из соперников.
При стеке ниже 0.5 L мы выставляемся в олл-ин по ходу раздачи, поэтому оппоненты могут не беспокоиться из-за розыгрыша более слабых рук, для которых характеры обратные потенциальные шансы банка. Последняя ставка будет сделана на терне или на щестой улице, когда шансы на колл – 4 к 1, то есть для нулевого колла достаточно 20% эквити. В этом случае нам заплатят даже такие руки, которые обычно выкинули бы при нормальных стеках, скажем, К-хай в лимитном холдеме или плохое лоу-дро без шансов на хай в омахе хай-лоу. Блеф с нашей стороны невозможен.
0.5 L – 1.5 L – зона риска
Если наш стек на начало раздачи превышает 4 биг-бета, он обычно позволяет нам удвоиться с хорошей рукой, однако также даёт возможность успешно блефовать – или быть заблефованными. По сути, это последний рубеж, на котором ещё можно играть в покер.
Добавлю, что со стеком 1 L мы не обязаны уходить в олл-ин с любой рукой вне зависимости от доски. Мы можем сохранить фишки для последнего олл-ина на плохом флопе или неудачном раскладе на пятой улице. Очевидно, при таком стеке неиграбельными становятся руки, сила которых в потенциальных шансах банка, ведь мы по определению не можем сделать рэйз на ривере с нашим стритом или флешем и добрать важную лишнюю ставку.
> 1.5 L – зона нормальной игры
Если в начале раздачи наш стек 1.5 L, после неудачного коллдауна у нас останется 0.5 L, что достаточно для олл-ина в последней раздаче. В пограничной ситуации приоритетом должно стать сохранение стека на уровне 1 L, хотя это не значит, что мы должны отказываться от очевидно плюсовых коллдаунов или блефов.
Игроки со стеком в районе 2 L являются наиболее уязвимыми для блефов. Против таких игроков околонулевой в обычных условиях блеф является более выгодным, так как встретившись при данной глубине с проявлением силы, они обычно сбросят пограничные руки. Нередко это приводит к довольно интересной динамике: с коротким стеком мы должны выкидывать чаще, однако против понимающих соперников должны, напротив, охотнее идти на вскрытие, так как они чаще будут блефовать. Удивительно, каким сложным может быть покер при эффективном стеке всего в четыре биг-бета!
Применение числа L в турнирах по холдему
В этой статье я хочу сосредоточиться на том, как избегать дисперсии на поздней стадии лимитных турниров. В данном случае под дисперсией я имею в виду «ставки и рэйзы с незначительным перевесом и без фолдэквити, которые обходятся нам в существенную часть стека».
Ключевые стадии турнира, когда не следует раскачивать дисперсию – баббл и финальный стол. Оно и понятно – из-за существенных скачков призовых неудачная монетка может дорого нам обойтись. В меньшей степени это важно в преддверии баббла и сразу после входа в деньги.
Также очень важно следить за своим стеком в L. В турнирах по безлимитному холдему глубина стека – понятие относительное: даже со стеком выше среднего нежелательно вступать в конфронтации с чиплидерами. В лимитных турнирах важен только собственный стек, и если у нас, скажем, 5 L, в битвах с бигстеками нет ничего страшного, так как мы всё равно не проиграем больше 1 L.
Как снизить дисперсию? Во-первых, начните с фолда нижней части вашего диапазона рэйза префлоп. Когда от меня требуется играть менее дисперсионно, я выбрасываю пограничные руки вроде Ad 7s с хайджека или Kc 9c с ранней позиции. Рэйз со слабоплюсовой рукой, который принесет профит в 1%, становится невыгодным из-за связанных с этим действием колебаний стека.
Вообще это довольно стандартная для турниров концепция, но в лимитном холдеме она особенно важна из-за особенностей турнирной структуры. В безлимитном холдеме рэйз на префлопе – самый дешевый способ нарастить стек: мы воруем блайнды и анте и можем выкинуть на 3-бет. В лимитном холдеме мы, сделав рэйз, обязаны идти смотреть флоп из-за прекрасных шансов банка, часто должны платить еще одну ставку, чтобы увидеть терн, и почти в половине случаев делать коллдаун. По сравнению с безлимитным холдемом, розыгрыш столь же выгодных стартовых рук в лимите будет явно более дисперсионным.
Именно поэтому при обсуждении пограничных ситуаций в турнирном покере мы с друзьями часто обращаемся к так называемому правилу Брендана Тейлора (обладателю браслета 2010 года по лимитному холдему): «Фолдить можно на префлопе, но на постфлопе это неприемлемо». Впрочем, если соперники заметят, что мы играем чересчур тайтово, они попытаются использовать это, широко открываясь через нас и особенно в наш большой блайнд. В этом случае нам придется корректировать свои диапазоны 3-бета и защиты блайнда. Против особенно агрессивных оппонентов нам, возможно, придется играть более широкие диапазоны, чем в кэш-игре, несмотря на нежелание разгонять диспу! Так что поиграть в покер нам всё равно придется, просто помните, что рэйзы со слабоплюсовыми руками становятся невыгодными.
Во-вторых, старайтесь реже ставить без фолдэквити. Несколько лет назад игроки в лимитный холдем практически перестали отвечать 4-бетом на 3-бет один на один. Основная причина – баланс. Слишком мало рук можно 4-бетить для вэлью, поэтому выгоднее играть через колл, чтобы усложнить задачу соперника на постфлопе. В турнирах это также позволяет несколько снизить дисперсию – мы рискуем меньшей частью стека, а меньший банк на постфлопе снижает частоту блефов и широких коллдаунов, позволяя участникам раздачи избежать лишних колебаний стека.
Проиллюстрирую это примером из собственной практики на WSOP-2013. В турнире по лимитному холдему с бай-ином $5,000 в призах было 18 человек. Когда оставалось 27, мой стек был чуть выше среднего при L=7 (116,000 на блайндах 2,500-5,000). Я проиграл шесть банков подряд, но в каждой раздаче сэкономил по одной ставке, что позволило мне войти в деньги, хотя и с коротким стеком.
Далее мне удалось пробиться на финальный стол, несмотря на то, что мой стек ни разу не превысил 7 L. Моим оружием была консервативная игра на префлопе, редкие блефы с использованием тайтового имиджа и немного удачи в олл-инах. Однажды я даже выкинул разномастные Ax Qx на рэйз от игрока на первой позиции. Как раз в этой раздаче на 10-м месте вылетел Стив Лэндфиш, и я вышел на финальный стол. Там слева от меня посадили Доменико де Нотаристефани – лузового и цепкого игрока, бывшего одним из лидеров.
По моим оценкам, в противостоянии блайндов он бы фолдил на мой рэйз не более 10% рук... может быть, даже, не фолдил бы вовсе. Поэтому я лимпил весь свой диапазон вместо рэйза. Ведь если соперник не выкидывает, я без необходимости рискую лишней малой ставкой и раздуваю банк, за который потом придется активно бороться. У подобной тактики были, конечно, и свои минусы – я недобираю вэлью с сильнейшими руками, в то время как у Нотаристефани такая возможность есть, а также даю бесплатный флоп рукам, которые он мог выкинуть на префлопе. Но такова цена более низкого риска на поздней стадии МТТ.
Снижение дисперсии не всегда достигается выбором консервативной линии. Ведь если соперники выкидывают на рэйз, никакой дисперсии вообще нет, мы сразу забираем банк! Поэтому против склонных к фолдам игроков лучше рэйзить – и для вэлью, и для снижения диспы.
Я вылетел на 7-м месте, получив $31,264. Заключительная чась турнира стала для меня упражнением на управление стеком, и грамотное принятие решений позволило мне не только войти в призы, но и пробиться на свой второй финальный стол Мировой серии. Я не играл под софитами два года и немного соскучился.
МТТ и кэш-игра
Структурно МТТ по лимитному холдему очень похожи на кэш-игру. Очевидные отличия состоят в отсутствии рейка с банков, а также в отношении малого и большого блайндов – на разных уровнях малый блайнд может быть от 1/3 до 2/3 большого.
Наша подстройка кажется вполне очевидной: играть тайтовее при меньшем малом блайнде и лузовее при большем. Но есть и свои тонкости, касающиеся различных позиций.
Блайнды мало влияют на диапазон нашего рэйза с ранней позиции, когда мы играем против всего стола и мультипоты достаточно часты. При рэйзе с поздней позиции большую часть нашего выигрыша составят украденные блайнды, а также хэдз-апы против игрока на ББ, в которых мы будем делить мертвые деньги малого блайнда. Поэтому структура блайндов требует наиболее серьезных подстроек, когда мы получаем возможность открыться с поздней позиции.
За счет каких рук мы расширяем или сужаем свой диапазон, частично зависит от игровых особенностей малого блайнда. Если его стратегия базируется на 3-бетах, я стараюсь добавлять руки с шоудаун-вэлью, если он любит уравнивать рэйз, увеличиваю количество рук с потенциалом, вроде мастевых коннекторов. Рэйз с Ac 3d с катоффа теряет привлекательность, если мы часто окажемся на флопе втроем.
Рассмотрим теперь этот вопрос глазами игрока на малом блайнде. Очевидно, при маленьком МБ нужно играть тайтовее, а при большом МБ – лузовее, но как именно лузовее, коллом или 3-бетом? Довольно многие игроки, которые в обычных условиях играют 3-бет или пас, охотнее коллируют рэйзы при необычной структуре блайндов.
Лично я предпочитаю играть только через 3-бет и никогда не коллирую. Не думаю, что колдколл ужасен, но я не хочу давать большому блайнду великолепные шансы на колл и играть плохо сбалансированный диапазон. Мне больше нравится переставлять со всеми руками, которые я хочу играть. Хотя в некоторых ситуациях колл предпочтителен: скажем, при слабом игроке на ББ или когда нужно сглаживать возможные колебания стека.
Особенности турнирной игры
Главное отличие турниров – игроки действуют намного тайтовее, чем в аналогичных условиях в кэш-игре. По мере роста блайндов участников турнира начинает заботить вопрос выживания, прохождения в деньги, скачков призовых и шансов выхода на финальный стол.
В отличие от турниров по NL или семикарточным играм, здесь нет анте, а, значит, меньше стимулов бороться за каждый банк. Это ведет к более «правильной», аккуратной игре. Как сказал Джимми Фрике, «в турнирах по NL мы наживаем, когда соперники играют слишком тайтово или слишком лузово, но в лимитных турнирах мы однозначно предпочли бы играть со слишком лузовыми».
Больше блефов, меньше доборов
Несмотря на то, что аккуратная игра является более правильной, она уязвима для контрстратегии, включающей в себя более агрессивные блефы и исключающей тонкие доборы. Блефы выигрывают в силе на определенных текстурах флопов, особенно мелких и средних. Вот пример неплохого блефа. Игрок на средней позиции (перед хайджеком) делает рэйз, и мы защищаем Qh Jh на ББ. На флопе 8d 7s 5h мы играем чек-рэйз с идеей ставить на большинстве тернов. Хорошими картами для второго барреля будут 4x , 6x , 9x или Tx , а также любые, улучшающие наше эквити (пара, флеш-дро). Такие блефы применяются и в кэше, но в турнирах они особенно эффективны. Тайтовым оппонентам данный флоп часто не подойдет, и даже если они зацепятся за него, скажем, с Ad 7d , они часто сдадутся на опасном терне, чтобы сохранить стек.
Тонкий добор – важнейшее оружие мастера любой лимитной игры, но в турнирах оно не столь эффективно. Ставки на ривере с руками, с которыми мы будем добирать в кэше (вроде третьей пары), в турнирах превращаются в добор с самого себя, так как оппоненты чаще избирают пассивные линии с более сильными комбинациями.
Всё это вынуждает нас вносить изменения в свой стартовый чарт. Раз уж мы собираемся больше блефовать и меньше добирать, нас не так интересует шоудаун-вэлью, и одномастные коннекторы выигрывают в силе, а слабые тузы – проигрывают.
Нет правил без исключений
Конечно, все эти советы носят несколько общий характер. Я не раз играл в турнирах, где буквальное следование этим правилам было бы не только бесполезным, но и вредным. Например, встречаются игроки, тайтовые на префлопе, но невероятные телефоны постфлоп – с такими блефовать просто нет смысла. Поэтому не теряйте концентрацию, следите за особенностями соперников за столом и играйте в покер!
Интересно что по этому поводу думает Сами-знаете-кто)
Надеюсь следующая статья будет про бадуги 7макс .Пора раскрывать все секреты.
Прочитал название статьи - вспомнил, что есть лимитный холдем)
Турниры по FLHE, бессмысленные и беспощадные