— Всем привет! Сегодня у меня в гостях — цитирую — «покерист на пенсии» с $20 млн призовых на Hendon Mob, Доминик Ницше. А почему ты с покером завязал, расскажи?
— Привет! Ну я 17 лет играл, недавно поймал мощный апстрик. Выиграл больше, чем за все предыдущие годы, так что решил сосредоточиться на чём-то другом. В жизни много клёвых вещей. Ничего не хочу сказать плохого, покер — всё ещё отличная возможность заработать несколько миллионов. Но когда ты к этому придёшь, чего дальше-то? По-моему, надо куда-то ещё стремиться — мне дико интересно, что мне дальше готовит жизнь.
— А, понял! Сбежал в апстрике, пока даунстрик не настиг!
— Разумеется, да здравствует хит-энд-ран. Но если серьёзно, вот ты мне скажи. Выигрываешь ты пару миллионов, получаешь финансовую независимость — и зачем дальше играть? Что тебе ещё нужно от покера?
— Ну ты как-то быстро к вселенским вопросам перешёл, давай о чём-нибудь более приземлённом для начала. Острых вопросов не боишься?
— Спрашивай что угодно.
— Супер, погнали. Хочу, конечно же, про финалку WSOP спросить, про всю эту тему с симуляциями на ноутбуке. Тебя жёстко тогда захейтили. Считаешь ли ты, что возмущённая общественность хоть в чём-то права?
— Не-а, не считаю. Одно дело — смотреть решение раздачи, которую ты играешь в моменте, и делать то, что говорит подсказчик. А получать советы от тренера между раздачами типа «обрати внимание на вот эту часть диапазона, динамика изменилась, пушить теперь надо такие-то руки, блефовать с такими-то» — совершенно нормально. Я считаю, что у всех так задницы подгорели тупо потому что в кадре был ноутбук. Хейтеры не понимают толком, о чём говорят. Они правда считают, что я мог дать какой-то волшебный совет, который решит судьбу турнира — это абсолютное безумие. Я не фокусник, ребят, это просто дичь.
— Люди не понимают, как работает покерный софт, да?
— Именно. Буквально первобытный страх перед компьютером. И страх перед игроком, который «играет, как компьютер». Мне даже нравится, когда оппоненты так обо мне думают, весьма выгодный образ. Но если серьёзно, давайте посмотрим правде в глаза: никакой компьютер «правильный ответ» тебе за секунду не выдаст, это просто так не работает. Людям, которые меня обвиняют чёрти в чем, я бы посоветовал открыть солвер и немножко в нем посидеть. Они быстро обнаружат, что никакая это не волшебная таблетка.
— Понимаю. Чуваки, думаете, что это какое-то читерство? Ну, попробуйте сами. Тут у меня как раз к тебе вопросов нет, всё понимаю. Но согласись, такая картинка всё-таки бьёт по образу покера. Вредит репутации игры, атмосфере. Я понимаю, почему игроки-любители возмущаются. Они думают, что реги становятся какими-то неубиваемыми покерными терминаторами — и тут уже даже не имеет значения, в какой мере это правдиво.
— Да, конечно, тут вопросов нет. Но людям придётся принять, что тренеры были и будут всегда. Один ноутбук принёс, другой обучающий сайт открыл. И просто несправедливо винить нас во всех бедах. Покер — это соревновательный спорт, ребята. Не нравлюсь я вам — понимаю, какой-то непонятный задрот в очках. Не виню вас, можете меня к себе в гости не приглашать. Но у нас тут высшая лига, большие деньги. И как тренер я имею право максимизировать шансы моего ученика любыми способами, которые находятся в рамках правил. И оправдываться ни за что не собираюсь.
Не нравятся компьютеры, которые решают покерные раздачи? Ну, жаль. Меня забавляет, когда какой-то рандомный мужик говорит — мол, мечтаю вернуться в золотые годы покера, когда никаких компьютеров не было. Во-первых, дружище, ты не можешь туда вернуться. Во-вторых, ты с таким образом мышления и там не был бы плюсовым игроком. Люди совершенно не хотят учиться, не стараются, и предпочитают всех собак спускать на тех, кто хочет.
— Что ждёт покер в будущем? Веришь, что искусственный интеллект всё изменит?
— Я — фанат искусственного интеллекта и всего, что с ним связано. Уже сегодня пользуюсь его возможностями каждый день. Какие-то мелкие запросы, учёт финансов, планирование путешествий, выбор ресторанов — на каждом шагу он мне помогает. И для покерного софта AI, конечно, открывает большое будущее. Потенциал просто невообразимый.
— Приведи какой-нибудь пример.
— Ну смотри, вот у нас два соперника, у каждого есть какой-то диапазон. Загоняешь их в чат-бот и просишь создать стратегию. Мы уже с этим экспериментируем, и результаты уже вполне годные. Он довольно доступно может тебе объяснить, почему, например, те или иные руки хороши для диапазона чек-рейза на определённом борде. Или в двух словах рассказать, почему некоторые флопы надо играть 100% от чека.
Понимаешь, о чём я? Сложные солверные концепции AI может упростить до формулировок, понятных человеку. Говорит тебе: «Вот тут нужен диапазон овербета, в котором будут такие-то и такие-то комбинации велью и блефов» — и разжевать, как это работает. Разумеется, его придётся сначала натаскать, но потенциал огромный. То, что мы делаем сейчас, — лишь вершина айсберга. Мечтаю увидеть, что будет дальше.
— Ага, ну то есть суть не в каком-то новом функционале, а в том, что AI сможет тебе объяснять решения.
— Конечно. Каждый, кто изучал в солвере блаффкетчеры, видел, что иногда масть одной из твоих карт определяет, платит солвер или нет. Ты можешь только догадываться, почему — а у чат-бота сможешь спросить, что и как работает, в чём логика. И так далее! Какие-то задачки, в которых ты по полчаса разбирался сам, можно будет делегировать AI — и через пару секунд он тебе уже выдаст и объяснит ответ. Обучение станет намного более простым и эффективным.
— И что, когда ждать идеального чат-бота, который объяснит мне всю покерную теорию?
— Пока не получается! Ну, то есть не совсем получается, заносит его слегка. Что-то вдруг начинает вообще из головы выдумывать. Сегодня тестируешь — вроде всё норм. Завтра включаешь — вообще не в ту сторону.
— Очень смешно!
— Бесит на самом деле!
— Как это возможно?
— Ну он же на движке работает. Open AI что-то поменяют, апдейт сделают — и часть функций перестают работать. В целом он всё умнее и умнее, но пока вот так. Тут вариант только один — посмеяться над мелкими неудачами и двигаться дальше. За этой штукой будущее в любом случае. Она будет всё круче, меня это будоражит.
— Да, я верю. Но сам пока не пользуюсь. Не понимаю, чем сегодня ChatGPT лучше, чем гугл, расскажет мне, чем заняться в каком-нибудь городе, например.
— Так он же быстрее. Дело не в том, что я не могу что-то нагуглить. Дело в том, что гугл мне выдаст пачку страниц. Придётся читать, разбираться. Я сегодня утром через ChatGPT мгновенно узнал, как попасть в пару отличных ресторанов в Токио, где с ходу столик не забронировать. А потом спросил, как мне нужные визы из Таиланда сделать — и тоже тут же получил все ответы. Разумеется, я могу всё это загуглить, как в старые добрые времена. Я просто больше не хочу. Зачем?
— Надо попробовать, конечно.
— Возможности реально безграничные. Я однажды написал приложение, чтобы префлоп-диапазоны для омахи смотреть. Чисто для себя! Развлекался, можно сказать. Просто спросил у чата, какой язык программирования он рекомендует, чтобы в итоге приложение можно было на смартфоне запускать. Обозначил, что мне надо, и спросил, с чего начать. И всё это оказалось так просто! Я в жизни ничего не кодил раньше. Всем рекомендую попробовать, поэкспериментировать. Это очень круто. Вы офигеете, какие приложения сейчас можно создавать вообще без подготовки.
— Думаешь, прогресс будет идти в эту сторону?
— Мы ещё в самом начале. Старая, четвёртая версия ChatGPT — это такой старательный школьник. Сегодняшняя — уже вполне доктор наук, который у тебя в смартфоне живёт как личный секретарь. И да, прогресс человечества будет теперь во многом строиться вокруг этого.
— А в Таиланде ты, кстати, как оказался? Ты же в Шотландии жил?
— Да много причин. В Великобритании жить становится всё хуже и хуже, честно говоря, — и в общем, и в покерном плане. Девушка моя очень хотела в Азии жить, у неё родители из Гонконга. Так что мы один раз на зимовку в Таиланд съездили, потом ещё раз, и в какой-то момент поняли, что нам тут всё нравится. Хорошо, дёшево, удобно, тепло. Короче, правильно сформулированный вопрос — какого чёрта я не переехал в Бангкок раньше. Да и в покер в Азии играть гораздо лучше, чем в Европе. Европейцы сильные!
— Ты благотворительностью какой-нибудь занимаешься?
— Да, но далеко не в той мере, в какой хотелось бы. Иногда стримы благотворительные провожу, где призываю зрителей вместо подписок и донатов отправлять деньги в благотворительные организации по их выбору. А что касается каких-то серьёзных пожертвований из собственных денег — пока особо нет. Я всё ещё сосредоточен на том, чтобы самому заработать побольше — а потом уже, когда хорошенько раскручусь, помогать другим.
Меня точно не стоит как богача воспринимать. Да и вообще подавляющее большинство покерных топ-регов гораздо беднее, чем все думают. Так что пока мои приоритеты — заработать достаточно денег, чтобы обеспечить до конца дней себя и близких. В покер я пришёл, чтобы с какого-то момента мне уже точно никогда не пришлось работать. И этот момент настал буквально только что, в этом году — вот теперь я готов подумать о том, как человечеству помочь. До этого я множество финансовых ошибок совершил: плохие идеи, неудачные инвестиции… Мало крипты покупал!
— Рад, что у тебя всё наконец сложилось! Покер — удивительная штука, конечно. Не так много сфер, где есть настолько хороший шанс с нуля быстро раскрутиться до вполне комфортной жизни. Правда, нужна дисциплина, чтобы потом не спустить всё в унитаз. Это, по-моему, гораздо сложнее, чем подняться.
— Всё так. Но ты будто бы не очень похож на человека, который безответственно распоряжается деньгами?
— Нет, но иногда вкладывался весьма неудачно. Да и вообще… Все же мы в какой-то момент тратились на хрень какую-то, глупости делали.
— Куда ж без этого. Меня, кстати, уговаривали покупать биткоин по $200. Я наотрез отказался.
— Ну были какие-то причины отказаться, наверное!
— Да как тебе сказать. Все мои друзья, которые тогда в крипту въехали, сейчас издевательски богаты. Ты даже не представляешь!
— Верю. А вообще, когда у тебя появляются какие-то деньги, мне кажется, действовать надо так. Есть часть, которую надо намертво фиксировать и беречь — чтобы не было шанса всё потерять, это уж совсем катастрофа. Зато оставшееся надо вкладывать очень смело — во что-нибудь, что может жёстко выстрелить. Идти за мечтой!
— Я довольно консервативен, у меня в основном акции Nvidia и Coinbase. Стрикует, конечно, но по меркам крипты это смешные стрики. Да и миллионы у меня всё-таки там не лежат.
— А всё-таки, какая у тебя была самая безумная инвестиция?
— Идея учить людей GTO!
— И что же в этом безумного?
— Сама идея сделать обучающий софт, который был бы массовым продуктом. Есть ведь причина, почему люди в среднем не годятся — потому что, блин, боятся компьютеров. А ты им GTO-приложение предлагаешь. Игроков, которые способны в нём осмысленно работать, не так много — как тут окупить затраты. А большинство игроков, которым мой софт мог бы помочь, необучаемы. Только ворчат да пишут отзывы а-ля «ваши симуляции неправильные». Если бы я все деньги, которые на приложение потратил, просто бахнул в биткоин или акции, давно бы в золоте купался.
— Ну биткоин тоже мог обесцениться. А всё-таки, лудоманию-то какую-нибудь вспомни.
— Играл One Drop за миллион, где у меня было аж 20% своих.
— Я, конечно, лудил жёстче. Гораздо, гораздо жёстче.
— Дэн, ну я не так богат!
— Последний вопрос. Топ-5 турнирных игроков мира?
— О нет, никаких топов я не составляю. Разница в уровне между лучшими игроками несущественная, никакого реального эджа друг над другом они не имеют. В то же время среди суперзвезд есть игроки, которые далеко не так сильны, как все думают — а есть те, кого люди недооценивают. Как бы там ни было, в самых дорогих турнирах ты никогда с точностью не определишь, у кого реальный ожидаемый ROI -2%, а у кого +5%. Это просто невозможно.
— Серьёзно?
— Конечно. Люди нынче очень сильно играют в покер. Турниры по $5k, по $10k в онлайне собирают нереально мощные составы. Ну и, если повезёт, туда прыгнут несколько любителей из Китая с ROI -20% или -30%, ради которых все остальные и садятся играть. А топ-регов между собой всерьёз сравнивать – очень странное занятие. Не имеет значения, кто играет сильнее, лишь бы нашёлся чувак, который готов стилить с 32о, когда на блайндах сидим я и Никита Бодяковский.
— В микс-играх почему-то каждый рег уверен, что он круче всех. И вот сижу я за столом $3k/$6k и смотрю, как зарубаются между собой Патрик Антониус, Крис Крук и Джейсон Мерсье… И думаю — что происходит, что я здесь делаю? На что я трачу свою жизнь?
— А когда ты садился за этот стол, ты в какой игре собирался эдж реализовать?
— Ну есть кое-какие дро-игры и бигбет-игры, где я хорош. И в них люди иногда допускают ужасные ошибки. Но, несмотря на это, у меня всё равно не было иллюзий насчет моего ожидания. Я лучше турнир какой-нибудь сыграю или вообще чем-нибудь другим займусь.
— Ну а какой турнир? Triton? Там ведь тоже космического ROI не будет: много топ-регов, структуры турбированные.
— Да не, там клёво.
— Верю. Но даже там игроки неправильно свой ROI оценивают. Многие из «китайских любителей», к которым все туда летают, легко могут иметь, например, ROI -7%, а вовсе не -20%, как все надеются. А чтобы турнир был выгодным, в нём должны быть люди, которые играют совсем плохо. Не просто слабо — а прямо ПЛОХО. Один любитель с ROI -7% на полный стол регов — это явно маловато, никто денег не заработает. Так что никого не отговариваю, но сам не полечу.
— Но перспективы для получения большого перевеса в будущем всё равно есть. Нужно просто искать новые форматы, менять правила. С одной стороны, любителям будет весело (и при этом будет много возможностей для совершения крупных ошибок). С другой, регуляры быстро в солверах новые подстройки не посчитают.
— Ну ты попробуй ещё придумай такой формат.
— Да есть варианты. Игра без блайндов и с одними анте, например. Да и вообще, мы уже это видели всё не раз. Сначала взлёт популярности турниров с нокаутами. Потом повальное увлечение шортдеком. Будет что-то ещё. Надо экспериментировать.
— Всё равно есть проблема. Сложнее всего заинтересовать любителей, ведь реги в любом случае подтянутся туда, где будут фиши. А если рекреационным игрокам новые форматы не приглянутся, ничего не выгорит.
— А в онлайне?
— Главная угроза — как ни странно, майнинг. Посмотри на бразильцев: они анализируют огромные массивы рук, находят лучшие эксплойты против поля — и всей толпой бросаются так играть. Это в миллион раз хуже, чем какие-то отдельные мошенники с подсказчиками (или злодей Доминик Ницше с несчастным ноутбуком). Каждая сыгранная в онлайне раздача — ещё один кирпичик в этой крепости. Сегодня ты отыграл сессию, завтра все твои раздачи уже куплены, добавлены в базу и разобраны по косточкам.
А потом эти покорители онлайна садятся в офлайн-турнир — и внезапно вся их мощь куда-то девается, винрейты обрушиваются. Нет, не потому что им непривычно в живой игре. Просто волшебного огромного HUD’а, который всегда даст подсказку, больше нет. Печальные реалии современного онлайна.
— Но это же неизбежно, в том или ином виде. Должны быть какие-то способы сокращать преимущества, которые даёт анализ баз.
— Да, есть. Анонимная игра. А вообще, я ведь опять всё о том же говорю. Люди зачем-то боятся компьютеров, на которых солвер запущен. А в реальности бояться надо совсем другого.
Чего, покер вот вот уже скоро умер?
у Кеитса какой-то талант всегда задавать неглубокие вопросы
Предпоследний абзац самое главное в этой статье.
Блин ну там же бред.
наконец-то научусь играть