– Когда ты решил принять участие в One Drop? Выбирая такой турнир, ты оцениваешь только EV или есть и другие факторы?
– EV является первостепенным фактором. Если я не буду видеть плюсового ожидания, то точно не смогу сесть в турнир, в котором нужно продавать доли. А в этот турнир нужно продавать много долей, и если какому-то игроку может быть интересно сыграть по личным причинам, то для дольщиков плюсовость покупки является обязательным условием.
Дальше, когда есть понимание, что EV плюсовое, нужно оценивать много других переменных, и практически все они работали, скорее, в минус в моих глазах, например, сложность продажи долей и большое количество сопутствующих транзакций. Из положительных я учитывал два фактора. Даже если я буду бить рейк всего на пару процентов, и моё ожидание выйдет низким, считаю, что этот рейк нельзя сравнивать с классическим рейком других серий, потому что здесь он идёт на благотворительность, и даже если я сыграю в микроплюс для себя, но при этом 50k из моего бай-ина уйдёт на благотворительность, это уже будет стоить потраченного времени и усилий. Другим положительным фактором для меня являлось появление дополнительной мотивации, чтобы месяц заниматься теоретической подготовкой перед таким крупным турниром. Я играю в покер уже 15 лет и в текущий момент нахожусь в зоне комфорта, поэтому мне непросто находить мотивацию работать над игрой даже половину того времени, которое готово тратить молодое и голодное до успехов поколение. Поэтому я стараюсь искусственно создавать мотивацию, и планируемое участие в этом турнире в этом мне помогло.
– Можешь раскрыть, сколько было от себя?
– Не хочу называть точные цифры, но, конечно, как у меня, так и у всех остальных профессионалов была маленькая доля от себя. С нынешним количеством хайроллерских турниров загрузка за год получается больше 8 млн бай-инами, и поэтому стоит аккуратно подходить к суммам, которые можно проиграть при неудачном раскладе. Это важно с точки зрения банкролл-менеджмента, но ещё важнее – для собственного психологического состояния, которое с годами я стал больше ценить. В какой-то момент поймал себя на мысли, что когда играл миллионники в 18-м и 19-м годах, заряжал от себя большую долю, чем сейчас. Думаю, дело в том, что просто стал старше, а так же повлияла длина временного отрезка, проведённого с имеющимся банкроллом. Когда тебе 25, и ты только недавно выиграл какие-то суммы, они не ощущаются на 100% своими и намного легче воспринимается перспектива их потерять, чем когда привык к финансовой безопасности.
– Как продавал доли и как в целом профессионалы попадают в такой турнир?
– В турнирах хайроллеров сейчас очень многие на бэкинге. Несколько обеспеченных бизнесменов, которые сами часто играют турниры по 25-200k, набрали себе по плюс-минус пять «лошадок». Даже некоторые сильнейшие игроки в мире соблазнились перспективой убрать финансовые риски из своей жизни, ведь годовая загрузка в турнирах хайроллеров, как я уже говорил, очень высокая. Лично я всё же предпочитаю просто продавать доли, тем самым избегая груза каких-либо обязательств в случае нахождения в мейкапе.
Я, как и большинство профессионалов, включая тех, кто на бэкинге, продавал доли по одной и той же схеме. У нас всех был очень схожий список дольщиков. Не называя имён, есть один уважаемый про, который играл в этом турнире. Все доверяют его суждению касательно оценки маркапов для всех игроков. Поэтому большинство долей продаются с описанием «по маркапу человека Х», и в таком раскладе дольщикам не нужно переживать по поводу своей способности оценивать плюсовость покупки. Они знают, что им достаётся такая же сделка, как и всем остальным дольщикам, и их интересы защитит этот «человек Х», который определит справедливый маркап.
В такой турнир в целом было очень выгодно закупать доли от большого списка профессионалов, потому что при небольшом числе входов, когда ты достигаешь покрытия примерно 1/3 поля, дополнительные покупки не увеличивают дисперсию, а уменьшают её. То есть какие-то люди имели доли, например, от восьми профессионалов и тем самым обеспечили относительно невысокий разброс возможных результатов при плюсовости каждой доли.
– А как обстоят дела с обменом долями между игроками? Были ли у тебя свопы в данном турнире?
– Да, есть группа регов, с которыми я меняюсь долями уже много лет. Свопы очень сильно помогают сократить влияние диспы в турнирах хайроллеров. Именно свопы помогали мне на последних «Тритонах», в которых я сам очень плохо выступил, но частично отмазался благодаря им. Также стоит отметить, что обмены всегда могут создавать подозрительные ситуации за финальными столами, так как у игроков может быть прямая финансовая мотивация для софтплея, поэтому лично я всегда держу минимум в четыре раза больше экшена от себя, чем от любого из коллег. Ну и надеюсь, что так же поступают и другие реги. Потому что даже когда человек старается честно играть против всех участников, сложно сильно стараться выбить человека, когда для тебя это явно минусово по деньгам. К счастью, почти все финальные столы идут со стримами открытых карт, что понижает риски софтплея.
– Насколько отличаются друг от друга по игре топ-реги, которые участвовали в этом турнире?
– Если взять топ-10 этого турнира, то восемь из них принимали участие в One Drop 2018 года. Достаточно необычный расклад в том плане, что в этом турнире вообще не было топ-регов новой волны. То есть большинство регов этого турнира – игроки досолверной эры, но при этом, по большей части, они всё равно стараются следовать солверам.
– Кого ты относишь к регам новой волны, можно несколько имён?
– Поняков, Мартиросян, Кулев. Эти топ-реги не играли хайстейкс во времена прошлых миллионников, но сейчас у них достаточно скилла, чтобы бить регов этого турнира, а также достаточно признания качества их игры, чтобы продать доли.
– Как для тебя сложился путь до финального стола? Узнаешь ли ты что-то новое по ходу таких турниров?
– Весь турнир до финалки мы играли с очень глубокими стеками за 5-6-макс-столами с 15-секундным ограничением времени на префлопе и 30-секундным – на постфлопе. Вкупе с размером бай-ина такая игра несёт много нагрузки и сильно истощает. Также она позволяет набрать много интересных раздач для будущего разбора. Я всегда записываю много раздач с каждого турнира для анализа, но в этом их было больше обычного. Турнир особенный, раздачи важнее, и к ним больше эмоциональной привязки, что, безусловно пойдет на пользу, так как их разбор лучше запомнится.
– Можешь поделиться какой-нибудь из раздач, которые ты записал?
– Прошло 10 минут с начала турнира. Стеки 330 бб. Петранджело рэйзит 3 бб с баттона, я на малом блайнде переставляю 15 бб с AQo, он колл. Борд радуга, , пошло флеш-дро, не в масть. Я поставил 20% флоп, и мы дальше зачекали против его .
Это спот, в котором я должен ставить контбет под 100% случаев и миксовать маленькую ставку и овербеты на флопе со своим рейнджем. 40% случаев солвер ставит контбет размером 150% банка, а это 45 бб, после чего раздача часто придёт к выставлению.
Дальше тёрн тоже очень интересная улица, потому что на ней снова помимо чек-колла можно сыграть как овербетом, так и чек-рэйзом, и обе линии снова могут привести к вылету. Весёлая перспектива – сесть в турнир по миллиону, проблефовать стек на втором круге и пойти писать инвесторам, что десятки/сотни тысяч каждого из них сгорели за 10 минут :)
– Давай теперь обсудим раздачи с финального стола, благо все они доступны на YouTube с открытыми картами, а также есть в нашем обзоре.
Раздача с против рэйза и пуша, там реально есть опция колла? Я, как и многие, моментально выкинул бы невысокую пару.
– Да, это была очень близкая раздача, и по калькулятору колл от будет нижней границей закрытия.
Получилось забавно: в ночь перед турниром я прогнал несколько симуляций. Я прикинул наиболее реальный сценарий к моменту, когда я на BB – у SB будет 16 бб, а у меня 36, и тогда с я точно должен закрывать. Но в реальности и я, и SB выиграли банки до этого, и у него было 20 бб, а у меня 41, что, конечно, сужало границы колла. Я прикидывал, что будут пограничной рукой и могут оказаться слабоплюсовым коллом, но несколько дополнительных факторов склонили меня к фолду в этой раздаче.
Хотя когда задумываешься о дополнительных факторах и таких решениях, важно попытаться честно ответить самому себе, повлиял ли тут бай-ин турнира. Всегда существуют разные аргументы «за» и «против», и мозг часто склоняет тебя к пунктам только из одной группы, на самом деле подталкивая к более комфортному выбору. Идя на этот финальный стол, моей главной настройкой было подготовиться к вылету до призов, чтобы никакое давление не помешало мне принять хладнокровное решение. Так, в первой раздаче дня мне сдали А5s, и я был готов к вылету в первой раздаче.
– Колл пуша с А7о против Петранджело. Ты думал несколько минут; насколько это близкий спот, о чем размышлял? Были ли сомнения?
– В этой раздаче я сразу чувствовал, что должен отдаваться и буду коллить. Но я практически всегда беру дополнительное время, чтобы точнее всё посчитать и утвердиться в своем выборе. По калькулятору колл от А6о.
– BB vs SB против Петранджело, ты коллируешь его рэйз с ATo, на доске он ставит контбет на флопе и овербет олл-ин чуть меньше полутора банков на тёрне. У тебя колл флоп и фолд тёрн, конечно, стандартны, но для его J8о линия показалась мне очень странной. Это какой-то левелинг лично против тебя?
– На его месте такая линия будет редко применяться что в фишках, что, особенно, в ICM, как раз потому, что он подошёл к тёрну в очень неловком SPR. Но при этом я могу понять его логику: он хотел убить эквити дро и выставиться против короля, блокируя другие совпадения, хоть это и не солверная раздача.
– Изолейт-пуш против лимпа в хэдз-апе с Q2o это база?
– Да, это стандартный пуш с 50% весом для 15 бб с 1 бб анте. При подготовке к турниру или даже финалке всегда есть приоритетные вещи для повторения, и поэтому никогда не доходит речь до HU-рейнджей. А потом ты оказываешься в HU крупного турнира и внезапно осознаёшь, что не видел этих диапазонов месяцев шесть. Но повезло, что более-менее их помнил.
– В хэдз-апе на доске на ривере ты, как показалось, сделал вид, что выкидываешь карты, а потом думал полные 30 секунд. Это маленькие хитрости или ты просто мешал карты и случайно отпустил одну из них дальше, чем нужно? И насколько тебе нравится линия Мосбека с чек-рэйзом тёрна без эквити и доблефом?
– Пересмотрел на видео; мне кажется, мой шаффл карт был далёк от того, чтобы воспринять его как фолд. Но в целом я собирался фолдить и поэтому шаффлил карты, как руку, которую я выкидываю. Просто знал, что буду выкидывать блефкетчер через , потому что на этой доске блочит потенциальные блефы. Выбранная им рука по солверу всегда фолдит тёрн, но его блеф сработал очень эффектно, и поэтому могу лишь сказать nice bluff :)
– Какие были ощущения и мысли после победы?
– Я не испытал какой-то огромной эйфории. Думаю, тому три причины. Первая – то, что мозг сразу фокусируется на важной и сложной задаче: как, где и когда рассчитать всех дольщиков, которых у меня было 10+ человек. Серия заканчивается, как я, так и они улетают в течении 1-2 дней, и нужно срочно посчитать долю каждого и раздать всем их деньги. Второй причиной является понимание того, что это выглядит огромным призом и большим успехом, но в реальности это всего 7 бай-инов, которые постоянно выигрываются и проигрываются в обе стороны и всего лишь создают оборотку. На практике главный маркер моего заработка – это маркап, который мне платят дольщики. Ну и последней причиной является то, что главное удовлетворение наступает позже, через недельку, когда ты закрыл все финансовые расчёты и понимаешь, что заработал себе запас на несколько серий. Так я воспринимаю любые выигрыши – как возможность неудачно выступать на протяжении следующих Х турниров и не переживать о суммах, которые я могу проиграть.
– Спасибо, что согласился на интервью! Ещё раз поздравляю с победой!
– И тебе спасибо, а также спасибо всем, кто за меня болел, и всем, кто рад моей победе в этом турнире :)