Профессиональным игрокам очевидно, что рейтинги по турнирным призовым даже близко не отражают реальный уровень игры. Однако на них постоянно ссылаются в статьях и трансляциях, так как никакой альтернативы для живых турниров пока не придумали.
В CardPlayer сравнили текущий топ-20 по призовым за всю историю с лидерами 2013 года. Появление соревнований суперхайроллеров в последние годы полностью изменило соотношение результатов в живых турнирах. Каждый месяц проходят несколько турниров с бай-инами $25,000 и выше. У сильнейших игроков прошлого просто не было возможности участвовать в подобных соревнованиях с небольшими полями и огромными призовыми.
На первом месте рейтинга 2013 года – Антонио Эсфандиари, летом 2012-го он выиграл первый турнир One Drop за $1,000,000. За ним расположился Сэм Трикетт, проигравший в том турнире в хедз-апе. В списке преобладают звезды начала нулевых – Фил Айви, Фил Хельмут, Джон Джуанда, Майкл Мизрахи и Скотти Нгуен. Также рейтинги тех лет не обходились без победителей главного турнира Мировой серии покера – Джейми Голд, Джо Хашем, Джонатан Дюхамель, Карлос Мортенсен и Грег Мерсон.
В 2013-м году только у одного игрока было больше $20 млн призовых, а у трех – меньше $10 млн. Сегодня $10 млн призовых позволят занять лишь место в районе 70-го. С начала этого года пять человек получили больше $10 млн призовых.
Текущий топ-20:
В таблице приведены данные на конец ноября, и последние турниры, например, Super Highroller Bowl, в ней не учтены. Единственный игрок, у которого в топ-20 было меньше $20 млн – Айзек Хэкстон. После победы в SHRB он поднялся на 13-е место.
В новом рейтинге остались только 7 игроков из 2013-го – Негреану, Сайдел, Эсфандиари, Айви, Джуанда, Хельмут и Трикетт. Джастин Бономо лидирует с приличным отрывом, только за этот год он выиграл больше $25 млн.
Даниэль Негреану – редкий представитель старого поколения, которому удалось не только сохранить место в списке, но и существенно продвинуться вверх. Долгое время, до безумств Бономо, он возглавлял рейтинг. В своем подкасте Даниэль с соведущими поделился мнением об этих списках и рассказал, чем заняты лидеры 2013 года.
– Не знаю, почему CardPlayer взяли для сравнения 2013-й. За год до этого в топ-20 не было бы ни Антонио, ни Сэма – оба выиграли $17 млн и $11 млн в одном турнире. Очевидно, что этим рейтингам невозможно доверять, раз в них не учитываются бай-ины. Взять, например, Айзека Хэкстона, у которого $20 млн призовых. Подозреваю, что он в плюсе, но не уверен в этом, учитывая количество турниров, которые он играет, и их бай-ины. В этом году есть игроки, которые на бай-ины потратили $6 млн. У кого-то из них могут быть призовые $5 млн, выглядит круто, но на деле это минус миллион. В прошлом году похожая ситуация произошла со мной, я получил $2.8 млн призовых, но закончил в ноль. На Hendonmob есть более объективный список без турниров дороже $50k. В нем я опережаю всех на $4-5 млн.
Можно взять 40 случайных игроков, посадить их играть между собой дорогие турниры, и рано или поздно они все побывают в верхней части рейтинга, даже самые слабые. Что вообще показывают эти списки? Ничего, кроме статистики, отображающей твои выигрыши. Но насколько они актуальны? Возьмем, например, Ти Джея Клутье, у него $10 млн, которые он выиграл в недорогих турнирах за $300-500.
Без сомнений, в сегодняшних хайроллерах самые сложные поля в истории покера, но в них всегда кто-то будет много выигрывать. Я почувствовал облегчение, когда Джастин меня обошел. Первое место обязывает тебя участвовать в гонке и играть эти дорогущие турниры. А оказавшись на втором месте, я, кажется, не сыграл ни одного. Больше меня этот вопрос не интересует. Почти всю карьеру я был на первом месте, но не думаю, что когда-нибудь это произойдет вновь.
– В твое время этот рейтинг приносил легкие деньги – спонсорство, доли в покерных сайтах. Больше такого нет, в топ-20 почти ни у кого нет контракта.
– Это более сложный вопрос. Раньше денег в индустрии было столько, что их просто раздавали всем подряд. Но мы не обсудили еще один момент. Даже если мы видим, что у игрока миллионы призовых после вычета бай-инов, на самом деле он все равно выиграл значительно меньше. Большинство игроков вкладывают только 10-30% своих денег. Но этот рейтинг до сих пор обсуждают, значит людям он интересен. Естественно, сегодня попадание в список не приблизит тебя к контракту. Но у кого вообще сегодня есть спонсорские контракты? Румам интересны стримеры с твича, звезды инстаграма и ютуба, люди, которые действительно могут привести новых клиентов на сайт. Победа в трех турнирах больше никому не интересна. У Дэвида Питерса же нет контракта? В 2004-м он был бы в команде Full Tilt Poker или PokerStars. Ему бы даже не пришлось ничего делать, получал бы деньги просто так. Но эти дни давно прошли и никогда не вернутся. Мы хотим вернуть покеру популярность, но я не верю, что мы сможем достичь показателей 2004-2009 годов. Возможно, я ошибаюсь, но не вижу для этого никаких предпосылок. Особенно в текущем формате, когда сильнейшие игроки играют очень медленно и методично, это неинтересно смотреть по ТВ.
– Давай пройдем по рейтингу 2013 года, чтобы ты рассказал, чем сейчас занимаются эти игроки. Антонио Эсфандиари.
– Антонио – регуляр дорогих закрытых игр, потому что с ним любят играть. Он помогает в организации, очень дружелюбен, прекрасно знает, как себя вести. На PokerGo иногда можно посмотреть, с кем он играет. Должен ли Антонио играть в покер лучше Федора Хольца, чтобы заработать больше? Конечно же нет. Умение выбирать игру – один из навыков хорошего покерного игрока. Антонио в этом бесподобен, и он сделал все, чтобы оказаться в этой ситуации. Похожая история у Жана Робера Белланде с его эксклюзивными играми в Aria. По уровню игры ты можешь быть пятым человеком в мире, но если будешь играть против четырех сильнейших, значит ты – фиш. А если ты все время играешь с теми, кто хуже тебя, совершенно не важно, какой у тебя скилл в абсолютных величинах. Я не отнесу Антонио к топ-игрокам, но он и сам туда не стремится. При этом он зарабатывает гораздо больше любого из них, в этом никаких сомнений.
– Сэм Трикетт. Кажется, он много играет в Европе, и у него контракт с partypoker.
– Да, он недавно женился, это повлияло на его карьеру. У него были взлеты и падения, но он никогда не был турнирным гриндером. Хайроллеры в последнее время вообще не играет, предпочитает дорогой кэш PLO.
– Фил Айви. Тут все понятно, большие игры в Азии. Эрик Сайдел, он до сих пор играет много турниров.
– Да. Мы с ним недавно болтали. Он сказал, что тоже стал тщательнее выбирать игру, потому что поля усилились. Он больше не регистрируется в турнир за $100k на автопилоте, сначала изучает состав. Но он один из немногих игроков, которые были на вершине в 2004-м, и продолжают играть дорогие турниры и сейчас. Таких не больше четырех.
– Он играет по GTO или эксплойт?
– Он всегда играл эксплойт. Мне вообще кажется, что его игра не так сильно изменилась за годы, при этом она до сих пор эффективна. Естественно, топ-игроки способны быстро разобраться в стратегии соперника, и ему бывает тяжело. Но Эрик не перестает учиться, в том числе и у молодых игроков. Но в целом он пользуется теми же приемами, что приносили ему успех и 50 лет назад.
– На пятом месте специалист GTO, который и придумал этот подход – Фил Хельмут.
– У Фила интересный период в карьере. Мы с ним это тоже обсуждали. Он устал, у него проблемы со сном и так далее. Он всегда приходит на турниры поздно, за что его критикуют. Но дело в том, что ему просто нужен отдых. У него нет жажды к турнирам хайроллеров, и, на мой взгляд, для него это хорошо. Там сложнейшие поля, но он этого никогда не признает, просто не сможет. Он же самый сильный, а эти детишки не понимают, что делают. Он любит играть кэш на ТВ, показывает хорошие результаты в главных турнирах со слабыми составами, а небольшие поля не для него. Но там его приемчики и не будут работать, сильные игроки не обращают внимания на его поведение. Вспомните прошлый SHRB, Федор Хольц переигрывал его не просто в каждой раздаче, а на каждой улице. Это было впечатляюще. Для хайроллеров Фил – как открытая книга, вряд ли он когда-нибудь станет регуляром в этих составах.
– Шестым идет Даниэль Негреану, он все еще иногда садится за стол, когда не озабочен покупкой новой обуви, сейчас он на 2-м месте. Следующий – Джон Джуанда, вы же друзья?
– Да, Джон из нашей старой банды, в которую также входили Фил Айви и Аллен Каннингем. Мы вместе начинали и были самыми молодыми в то время. Сейчас Джон переехал в Японию, у него родился ребенок, почти все время он проводит там. Он иногда участвует в большой игре в Макао, дружит со всеми азиатскими бизнесменами. У него остались деньги со времен Full Tilt, но и сейчас он показывает неплохие результаты в дорогих турнирах. Некоторые его мувы я больше не видел ни у кого. Он отлично читает игру на префлопе, хорошо чувствует силу и слабость оппонентов. В прошлом году он обыграл Федора Хольца в хедз-апе дорогого турнира. Почти все считают, что Федор намного сильнее. Но Джон его переиграл своими олдскульными эксплойтными приемами. Джон – умный парень, он уже не входит в число топ-игроков, но и мертвыми деньгами тоже не будет.
– Если не ошибаюсь, Джона не очень любили в руководстве Full Tilt?
– Да, потому что он не боялся говорить правду в глаза. Например, прямо заявлял, что Рэй Битар – неквалифицированный менеджер. Не стеснялся иметь собственное мнение. В нашей группе Джон всегда был как бы в роли отца. Если я жаловался ему, что проигрываю третий день подряд, он отвечал, что я просто плохо играю. Я клялся, что мне не заходит, но он в это не верил, потому что у него никогда не было трех минусовых дней подряд, ха-ха. В то время он играл хедз-апы в Commerce, и никто из местных регуляров не мог обыграть его в трипл-дро. Если к нему обращались за советом по раздаче, он говорил – ты выиграл, значит сыграл хорошо.
– Майкл Мизрахи. Моя любимая история – когда он выиграл первый большой турнир и получил $1 млн, он купил автобус за $400,000, чтобы возить по сериям всю семью. Не знаю, правда ли это.
– Да, это 100% правда. Grinder остается гриндером. У него было много проблем из-за неудачных вложений и любви к игре против казино. Его стиль отражает подход к жизни. Все время ищет бэкинг и возвращает долги. Летом он мне тоже предлагал купить у него долю в чемпионате за $50k, который в итоге выиграл, но я отказался. Он олдскульный лудоман, способен поставить все свои деньги на стол и раздать на блефах, а потом думать, что делать дальше. Настоящий маньяк, поезд без тормозов. Представьте, чего бы он мог добиться, если бы умел переключать скорости.
– Джейми Голд, кажется, нечасто играет в покер. За ним идет Скотти Нгуен.
– Я обожаю Скотти. Первый раз я приехал в Вегас в 1998-м и вживую наблюдал за его знаменитым хедз-апом против МакБрайда. Для меня Скотти – последняя покерная рок-звезда. На нем только одно черное пятно, когда он напился и отвратительно вел себя в эфире ESPN [в Чемпионате игроков WSOP 2008 года]. Но нельзя судить о человеке по одной ошибке, в 99% случаев он прекрасно себя ведет. 2-3 года назад у него были проблемы со здоровьем, сейчас они позади. Удачно провел последнюю Мировую серию, занял 3-е место в PLO за $25,000. И Скотти больше не пьет, только безалкогольное пиво.
– Мой любимый эпизод, связанный с Скотти – когда он давал интервью Конану и тот не понял ни единого слова.
11-й – Джо Хашем. Интересный персонаж. Я с ним лично не знаком, но знаю историю, как его пригласили поучаствовать в турнире, вероятно, оплатили часть бай-ина, он вышел в хедз-ап с любителем и вел себя отвратительно по отношению к нему и к дилерам.
– У меня с Джо приятельские отношения. Джо уверен в себе, и иногда это можно принять за высокомерие. В остальном он очень семейный человек, когда я был в Австралии, он приглашал меня к себе домой. У всех, в том числе и меня, бывают плохие дни, я могу вести себя, как полный м**ак. Хотя на самом деле я не такой. Он заботливый муж, отличный отец, возможно, игра на деньги вскрывает его темную сторону.
– Меня всегда поражало, что он выиграл главный турнир и еще два турнира WPT, но во всех трансляциях постоянно повторял «one time» и жаловался на незначительные переезды.
– Да, это за гранью. Победители главного турнира не имеют право говорить «one time» следующие 20 лет.
– Питер Истгейт. Кажется, вообще давно перестал играть в покер?
– Да, тоже интересный пример. Выиграл главный турнир и пропал. Не знаю, не справился с давлением или потерял мотивацию, но я о нем не слышал уже много лет.
– Джонатан Дюхамель – хороший канадский мальчик.
– Он не пропускает Мировую серию, я знаю о нем чуть больше, но не могу рассказывать в подкасте. Кто-то в комьюнити в курсе его истории, большинство нет, но он продолжает играть в покер, просто уже не все подряд. Многие помнят, что его ограбила бывшая подружка, у него был непростой период в жизни, но я не хочу распространять слухи.
– На 14-м месте один из моих любимых игроков – Карлос Мортенсен. Много лет о нем не слышал.
– У Карлоса тоже семья и дети. Он перестал ездить по сериям, играет недорогие турниры в Вегасе – в Wynn или Venetian. Ответственный семьянин. В турнирах хайроллеров редко встретишь игроков, у которых есть дети.
– Аллена Каннингема ты уже упомянул. Он тоже мало играет. Чем сейчас занят?
– Он серьезно увлекся шахматами и гольфом. В покер тоже играет, но не турниры за $10k. Среди всех моих знакомых он больше всех напоминает мне пожилого человека. Не играет турниры, которые начинаются в 3 часа дня, потому что они слишком поздно заканчиваются, а он любит рано вставать. Поэтому вынужден пропускать миксы за $10k, которые очень любит. Вместо этого играет килополя типа Colossus. В нашей четверке он всегда был самым скромным и практичным. Его не привлекают все деньги мира и шумная жизнь. Вполне устраивает комфортная жизнь пенсионера в Лас-Вегасе.
– За ним идет герой не моего романа – Мен Нгуен.
– Все говорят о плохом, я тоже в этом подкасте не раз осуждал его за читерство. Я все это не отрицаю, но при этом знаю и другую его сторону. Он ездит во Вьетнам, помогает детям. Многие скажут, что он делает это из эгоистических соображений, чтобы искупить вину, но так можно сказать про любого. Его поведению на недавнем турнире в Лос-Анджелесе нет оправдания. Когда он выпьет, он отвратительно ведет себя с дилерами. Но когда он начинал, было такое время. В 90-е все звезды того времени вели себя за столом ужасно, дилеров не считали за людей. Это было отвратительно, но в те времена было нормой.
– Что скажешь про Elky?
– Он много лет был игроком PokerStars, сейчас подписал контракт с другой компанией. Мы давно не виделись, знаю, что его друзья Евгений Качалов и Лука Пагано серьезно занялись киберспортом, но про Elky не в курсе.
– Грег Мерсон – 18-й.
– Грег – гриндер с Восточного побережья, насколько знаю, он все еще много играет в онлайне. После победы в главном турнире он не утратил любви к игре, летом мы немного играли вместе, он до сих пор получает удовольствие. Без этого сложно оставаться на плаву столько лет.
– Дальше в списке Гас Хансен. Он все лето провел в Bobby’s Room, мы про него много говорили. А замыкает топ-20 Ти Джей Клутье, которого ты тоже уже вспоминал. Всем известна его привязанность к минусовым играм, ходят легенды, как он не мог донести свои покерные выигрыши до номера, если на пути попадался стол для крэпса.
– Когда я только начинал, он был одним из самых популярных игроков. Его имя всегда было в верхних списках призовых, мы с ним много играли. Он один из самых очаровательных людей, но у него очевидные проблемы с лудоманией. Этим вызваны и его неэтичные поступки, в том числе неоплаченные долги. Однажды в Foxwoods он играл в крэпс и попросил у меня $300, мы часто виделись, и я без проблем одолжил. Это было в ноябре, в декабре мы встретились в Атлантик-Сити, я ничего не сказал, а он, казалось, старался меня избегать. В январе мы оказались в Вегасе, он вновь промолчал. В феврале столкнулись в Commerce, я играл $20/$40 и проиграл все, что было с собой. Ти Джей параллельно играл $80/$160 или $100/$200, я напомнил про те $300. Он без проблем отдал и добавил, что хорошо, когда кто-то рядом, если тебе нужна помощь. Ха-ха, как будто это я просил у него в долг, а не хотел получить свои деньги обратно. После этого я неоднократно одалживал ему еще деньги и покупал доли. Сейчас он должен мне сумму, которую, скорее всего, унесет с собой в могилу. Я понимаю, что никогда не увижу эти деньги, и смирился. Всегда сочувствую таким людям. Я их не оправдываю, но в комьюнити всем известно о проблемах Клутье с казино, поэтому люди учитывают эти риски, когда дают ему в долг. Мне должны много денег, часть из них я никогда не получу обратно. Я этому не рад, но мне некого винить, кроме себя, всегда самостоятельно принимал эти решения. Я желаю Ти Джею всего наилучшего, очень хорошо отношусь к его жене, повторюсь, он очень очаровательный. Умение взять в долг – тоже часть этого очарования.
– Подозреваю, что у тебя длинный список должников, кто-то должен больше, кто-то меньше. Но разве такой подход, когда ты винишь самого себя, не уменьшает вероятность возврата долга? Они должны стремиться вернуть тебе деньги, а с твоим подходом ты даже не пытаешься получить их обратно.
– Да, но я бы не назвал это своей виной. Перефразирую и скажу, что это моя ответственность. Я не оправдываю людей, которые не отдают мне деньги, в этом виноваты только они. Но и с себя я ответственности не снимаю. Я никогда не предаю огласке имена должников, возможно, это ошибка, но в этом я тоже старомоден. Молодое поколение считает, что про таких людей надо всем рассказывать. Есть игрок, которого все любят, а он много лет должен мне $100k и не может отдать. Какой смысл называть имя, деньги от этого у него не появятся. Главный аргумент – чтобы обезопасить других, это весомо, я согласен. Но честно скажу, я буду чувствовать себя не в своей тарелке. Понимаю, что могу быть не прав, но я рос во времена, когда так делать было не принято. Про того крупного должника у меня спрашивали, можно ли давать ему в долг. Я честно сказал, что со мной он не может расплатиться уже много лет. Внутри комьюнити я всегда говорю откровенно, но не вижу смысла писать об этом, например, в твиттере.