– Кто сейчас, на твой взгляд, сильнейший игрок в мире?
– Фил Айви, всегда был Фил Айви, и, вероятно, всегда будет Фил Айви.
– Что ты думаешь о Филе Гальфонде? Он лучший в PLO? И он действительно такой скромный, как о нем говорят?
– На самом деле я до сих пор не могу простить Филу, что он не дал мне прокатиться с горки в его квартире до того, как он ее продал.
– Если у человека есть задатки хорошего игрока (понятно, что их сложно распознать, но все-таки), с чего лучше начать путь к профессиональной карьере? Какой нужен банкролл, какую игру выбрать?
– Самое главное – играть в онлайне. Чем больше, тем лучше, и постоянно учиться – обсуждать игру на форумах, смотреть обучающие видео и так далее. Если намерения действительно серьезны, нужно на несколько месяцев уехать в Канаду, Мексику, Европу, куда угодно [где можно играть в онлайне]. Для кэша должно быть 100 бай-инов на лимит (возможно, это несколько консервативный банкролл, но сегодня по-другому никак). Подобный подход, без сомнения, лучший способ понять, на что вы действительно способны.
– Расскажи, что в действительности означают твои «более 7 миллионов за карьеру»? Сколько ты вкладывала от себя? Сколько выиграла или проиграла на бэкинге других? Сколько потратила на бай-ины, перелеты, отели? Сколько выиграла или проиграла в кэш на турнирных сериях?
– Безусловно, эти выигрыши за карьеру сильно отличаются от реальности, они зависят и от проданных долей, и от проигранных бай-инов и т.д. Не вдаваясь в подробности, скажу, что в крупных доездах мне везло играть от себя, хотя иногда я менялась долями и продавала небольшой процент. Я играю гораздо меньше других профессионалов, чтобы успевать жить своей жизнью, она для меня важнее игры... Думаю, за всю карьеру я потратила на бай-ины примерно $1,5-2 млн. Если вычесть бай-ины, расходы на путешествия (весьма существенные) и налоги, конечно, $7 млн у меня и близко нет. Но я эти суммы призовых за карьеру воспринимаю, скорее, как очки в компьютерной игре, а не как доходы в декларации.
– Кажется, тебя шокировал (как и большинство из нас) колл Джесси Сильвии в последней раздаче главного турнира. Насколько Джесси следовал твоим советам? Другими словами, твои советы касались ситуаций, в которых надо играть более или менее агрессивно, или они были гораздо глубже? Как думаешь, в той раздаче сказалась усталость, или Джесси посчитал, что у Грега над ним большое преимущество, и решил рискнуть, чтобы быстрее закончить турнир? Спасибо и удачи!
– Отличный вопрос. Джесси, в первую очередь, кэш-игрок, и многие вещи на финальном столе были для него в новинку, например, широкие 5-беты по ICM, лимпы и чеки следом в ситуациях, когда в кэше ставят на автомате. По-моему, за исключением пары часов в конце, он отлично играл и почти не допускал ошибок. Думаю, главную роль сыграла усталость. Что касается финальной раздачи, меня удивил не сам колл, а розыгрыш в целом – 3-бет с QJs при таких стеках не может быть оптимальной игрой с учетом вероятности, что Грег может широко запушить в ответ. Думаю, Джесси не понял, что эффективные стеки составляли всего 30ББ, ведь 2 раздачи назад было 45ББ, поэтому он планировал играть 3-бет/5-бет пуш, не ожидая олл-ина от Грега. Ну, а поставив 3-бет, он был уже обязан коллировать олл-ин против диапазона Грега (в котором не могло быть очень сильных рук, с ними он бы все-таки поставил небольшой 4-бет).
На самом деле я хотела, чтобы он играл в свою игру и был уверен в себе, а не следовал вслепую моим советам, но все-таки я слишком часто рассказывала ему, что делать, когда видела возможности, которые он мог упустить. Даже представить не могу, как сложно играть в такой обстановке затянувшийся 3-макс на главной покерной сцене. В основном я уговаривала его чаще блефовать, он не слушался, я повторяла, он опять меня игнорировал, тогда я кричала на него... А потом он поставил 3 барреля в блеф, и мы помирились :)
– Почему кэш-игра не так популярна, как турниры, особенно на ТВ?
– В кэш-игре глубже стеки, поэтому решения сложнее (а это плохо для ТВ). Кроме того, о турнире можно рассказать историю с началом и концом, триумфом и славой... А кэш-игра интересна серьезным игрокам, но не привлекает простых зрителей, в отличие от сюжета про героя, который стал мультимиллионером, обыграв 6,000 соперников.
– Тебя не раздражает, когда про тебя говорят «вероятно, сильнейшая среди женщин», а не «один из лучших игроков мира», чего ты заслуживаешь по результатам? Поделись своими мыслями о знаменитой раздаче против Пралада, в которой ты поставила 6-бет олл-ин с J7.
– Хмм, в то время я думала, что при таких глубоких стеках диапазон 5-бета Пралада очень-очень поляризован. Мне казалось, что даже с королями он просто заколлирует мой 4-бет. Я до сих пор уверена в своей правоте, но проблема в том, что даже поляризованный диапазон {АА, блефы} все равно очень силен, если там АА – 95%, а блефы – 5% :D Моя беда в том, что я слишком часто ожидаю от соперников таких же сумасшедших мувов, на которые сама способна в некоторых ситуациях. В тот момент я сильно ошиблась, положив Праладу гораздо больше блефов, чем у него могло быть на самом деле.
Что касается вопроса про женщин – сама по себе такая формулировка меня не раздражает. Конечно, хочется, чтобы этих различий не существовало, но я понимаю, откуда они берутся, учитывая незначительные успехи женщин в покере. Надеюсь, по мере того, как женщины будут добиваться в покере большего (а они БУДУТ), и несколько новых имен войдут в элиту, так будут говорить намного реже.
– Сколько ночей в году ты проводишь в собственной кровати?
– Думаю, около 180, но только благодаря тому, что у меня есть квартира в Вегасе, где проходит Мировая серия и разные турниры в Bellagio. Если не учитывать Вегас, то, наверное, 70-80.
– Привет, Ванесса. Я неплохо выступаю в турнирах, дважды выходил на финальный стол Sunday Million, но кэш в онлайне у меня не идет. Какие основные изменения, на твой взгляд, необходимо внести в свою турнирную игру, чтобы добиться заметных успехов в кэше?
– Привет. Я начинала с кэша и перешла в турниры, как и многие мои друзья, которые сильны и там, и там. В первую очередь, важно не переоценивать руки – начинать играть в кэш следует с очень тайтовым префлопом и раскрываться постепенно, когда диапазоны соперников станут более понятны. Анте в кэш-игре обычно нет, поэтому диапазоны гораздо более узкие (невыгодно делать рейз с KJo из ранней позиции, когда нечего красть, кроме блайндов), а следовательно и блефов в целом меньше. Таким образом, ценность топ-пар существенно падает. Турнирные игроки часто ошибаются, выставляясь с топ-парами или оверпарами в ужасных ситуациях (вспомните мою раздачу на HSP, лол), так что имейте это в виду и без колебаний выкидывайте топ-пары, когда вашу ставку перекручивают, а вероятность блефа невысока.
– Какой единственный главный совет ты бы дала новичку?
– Играть агрессивнее. Если считаете, что у вас лучшая рука, ставьте или делайте рейз. Пусть вас не беспокоит, что иногда вы окажетесь младше... Ситуации, когда вы будете старше, намного важнее.
– 1. Как считаешь, покерная экономика сейчас в хорошем состоянии? 2. Когда, на твой взгляд, легализуют покер в США? 3. Допустим, рано или поздно покер станет легальным, как думаешь, каким будет масштаб нового покерного бума в сравнении с бумом Манимейкера?
– 1. Я, конечно, не считаю, что покерная экономика сейчас в хорошем состоянии – вряд ли вообще кто-нибудь может так думать. Бум случился в начале 2000-х, и покерная экономика уже никогда не вернется к показателям 2006-го. Но, надеюсь, мы станем свидетелями мини-бума, когда покер легализуют в США, и появятся новые сайты с улучшенной защитой средств игроков, а на ТВ вернутся все покерные шоу.
2. Вообще без понятия, но ткну пальцем в небо – через 2-3 года. Я знаю не больше любого из вас, и мои слова следует воспринимать с изрядной долей скептицизма.
3. Уже частично ответила в первом пункте – не думаю, что будет, как в 2006, но можно ожидать мини-бум.
– За какой эпизод в карьере тебе было больше всего стыдно?
– Думаю, больше всего мне было стыдно за свою раздачу с QQ на HSP [ссылка выше], из-за того, насколько ужасно я сыграла. Я растерялась из-за софитов и камер, тряслась над каждой раздачей в своей первой большой ТВ-игре, и перед этим долго не играла в кэш. Думаю, у меня сдали нервы, и вместо того, чтобы сделать легкий фолд, я потеряла около $170k.
– Какое значение имеет математика в твоей живой игре?
– Раньше имела большое, но теперь, когда молодость позади, я секунды три пытаюсь все посчитать, а потом сдаюсь и прошу дилера показать, сколько в банке, после чего ставлю «на глазок».
– На что ты в первую очередь обращаешь внимание, когда пытаешься прочитать соперника?
– В первую очередь на шаблоны в линиях розыгрышей и размерах ставок, а не на физические теллзы. Стараюсь запоминать, когда и на каких досках соперники ставят, размеры их ставок с картой и без... Всякие такие штуки.
– На EPT в Берлине ты сыграла очень интересную раздачу против Кевина Макфи, когда он с A9 смело заколлировал твой 6-бет олл-ин. Тогда ты всем своим видом показала, что считаешь колл ужасным. Ты до сих пор не согласна с его игрой? Поделись общими мыслями об этой ситуации.
– Хаха, я уже тысячу раз рассказывала про эту раздачу в разных интервью, так что не буду вдаваться в подробности, но он действительно сыграл ужасно. Мы дружим, и я жалею, что дала волю чувствам в тот момент (во многом это было связано с нашими взаимоотношениями вне покерного стола), но его розыгрыш был и остается отвратительным. Однако обычно Кевин – великолепный игрок.
– Когда ты впервые выиграла крупную сумму, и что при этом почувствовала?
– Моим первым большим успехом была победа в турнире NAPT Mohegan Sun, я получила $750,000 (играла в основном от себя, так как только что ушла от бэкера). Это было... ну, нереально. Я до сих пор не до конца осознаю случившееся, когда выигрываю крупную сумму – как я уже говорила, для меня это, скорее, очки в игре. Я ничего такого особенного себе не покупаю, поэтому, честно говоря, деньги почти ничего и не меняют. Крупные суммы я тратила только на учебу, квартиру, одну хорошую машину, вкусные суши, и теперь вот на свадьбу.
– 1. Как тебе удается сохранить мотивацию, уверенность в себе и ясную голову во время даунстриков? 2. Как ты работаешь над турнирной игрой, изучаешь разные текстуры досок с калькуляторами или используешь логику и дедукцию? 3. Сколько времени тратишь на работу над игрой? 4. Какой совет можешь дать тому, кто хочет стать лучшим турнирным игроком в мире?
– 1. А что такое даунстрик?
2. Беседую с друзьями, анализирую раздачи, снова обсуждаю их с друзьями. Онлайн-игрокам, вероятно, поможет работа с HM и прочими программами, но меня больше вдохновляет теория.
3. Cложно оценить – раньше я тратила очень много времени на форумы и разговоры с друзьями. Сейчас определенно меньше, но точно сказать невозможно. Наверное, я все равно думаю о покере гораздо больше, чем здоровый человек :)
4. Выигрывай флипы, юный джедай.
– Ты еще планируешь записывать видео для DeucesCracked?
– Честно говоря, сама не знаю... Зависит от того, начну ли я больше играть в онлайне. Я пыталась делать видео про живую игру, но получалось так себе.
– Как бы ты смотрелась в современных составах кэш-игры в онлайне с учетом того, что в последнее время почти не играешь кэш?
– Думаю, сильнейшие игроки меня бы порвали. Я не играла несколько лет, и покерная элита ушла очень далеко по сравнению с временами, когда я играла много. Сейчас, когда вокруг cтолько потрясающих игроков, почти невозможно оставаться сильнейшим во всех разновидностях покера – вот почему Фил Айви такой великий и ужасный.
– Когда ты начинала играть дорогие турниры, ты играла от бэкеров, пыталась пройти через сателлиты или сама вносила бай-ины? Оплачивают ли тебе теперь PokerStars большую часть бай-инов по контракту?
– Я начала играть дорогие турниры в 2007-м и была в них новичком. Мой друг пустил слух, что я «неплохо играю», в те времена этого было достаточно. Я играла от Timex’а [Майк Макдональд] и Стива Пола-Амброуза, друзья любили напоминать, что одному из моих бэкеров 17 лет. В турнирах с глубокой структурой я выступала не очень хорошо, обычно вылетала в 1-й или 2-й день после безумного блефа на все фишки – каждый раз получала колл :) К счастью, на Мировой серии против меня выкидывали, и в 2008-м это принесло нам с бэкерами неплохую прибыль.
Сейчас Старзы частично оплачивают мои бай-ины и дорожные расходы. Надеюсь, однажды я затащу главный турнир WSOP (3 раза подряд), и они будут оплачивать все, что я захочу. А пока, что есть, то есть, но я и так счастлива их представлять.
– Ты однажды сказала, что в турнирах баланс не так важен, потому что поля все время новые. Можешь привести примеры несбалансированных линий, которые ты используешь против разных игроков, кроме нитов и автоответчиков?
– Ну, я не стану рассказывать о ситуациях, в которых всегда блефую, хотя такие, конечно, есть. Про те, где я всегда добираю, тоже, пожалуй, умолчу, хотя их вспомнить сложнее :D В целом я уделяю очень большое внимание балансу (возможно, даже слишком большое) в турнирах хайроллеров или против соперников, с которыми мы еще точно встретимся.
В качестве примера ситуации, когда можно забыть о балансе, возьмем размер открывающих рейзов. Допустим, вам повезло оказаться за столом, за которым никто не понимает, что делает... В этом случае с тузами лучше открываться 4х, а не 2х, ведь вы все равно получите колл, а значит можно сразу начинать разгонять банк. Или рассмотрим блефовый рейз на разномастной доске K37, когда любитель со стеком 30ББ делает ставку. Против хороших игроков на такой доске я могу применить флоат для баланса (или исполнить рейз в блеф, но применять эту линию и с сильными руками тоже), а против того, кто выкинет на минрейз любую промазавшую руку, даже несмотря на то, что с такой линией у меня не может быть ничего хорошего, почему бы не ставить минрейзы каждый раз?
Часто люди играют на автомате, выбирая лучшие линии против поля, и забывают, что против слабых игроков можно играть абсолютно несбалансированно, это еще и намного прибыльнее.
– Когда ты только задумывалась о профессиональной карьере, был ли момент, заставивший тебя притормозить и спросить себя: «А действительно ли я этого хочу?» Если такое было, как ты с этим справилась?
– Отличный вопрос. Одного момента не было... скорее, продолжительная серия моментов. В 2007/08-м я уже играла постоянно – в основном кэш, но иногда ездила на турниры. У меня был ужасный график, ночами играла, потом весь день спала. Очень редко занималась спортом и практически перестала общаться с непокерными друзьями. В итоге у меня началась депрессия, хотя в игре все было хорошо. Это привело меня к мысли, что покер не подходит мне в качестве работы, если я хочу быть счастлива.
Тогда я вернулась к учебе на юридическом факультете, собираясь навсегда покончить с покером. Но заскучала по игре и решила вернуться с новым, здоровым подходом, потому что не хотела повторения того черного года. Теперь я стараюсь чаще отвлекаться, общаюсь со старыми друзьями, провожу время дома с невестой и собаками. Я занимаюсь спортом, хожу в зал и ем здоровую пищу. Иногда нахожу время для других занятий, не связанных с покером, и как можно чаще хожу к терапевту.
Для меня это самое сложное в карьере профессионала – найти баланс между обычной и «покерной жизнью», и вести здоровый образ жизни даже во время путешествий. С тех пор, как я по-новому расставила приоритеты, я стала намного счастливее, чем 5 лет назад.